Сегодня выражение «пускать пыль в глаза» означает: обманным путем создавать у кого-либо ложное впечатление о своих возможностях, способностях или средствах.
Однако в то время, когда это выражение возникло, оно имело несколько иной смысл. Его появление связано с традицией проведения на Руси XVI века кулачных боев, когда облаченные в тяжелые доспехи противники сражались друг с другом. Одна из таких битв, по свидетельству очевидца, проходила в Москве, у церкви Святой Троицы, что «у старых поль», то есть «в полях».
Один из соперников не пожелал надеть на себя все вооружение и, взяв только оружие для нападения, тайком прихватил с собой и мешочек с песком. В самый решающий момент схватки хитрец кинул горсть песка прямо в лицо своему сопернику, и пока тот пытался проморгаться, принялся добивать его топором.
Этот «маневр» вскоре стал настолько распространенным, что в 1726 году такие бои были запрещены. А выражение «пускать песок в глаза» (позже — пыль) осталось и означало тогда — сражаться не по правилам, побеждать нечестным путем.
Почему пресса желтая?

Цветное комическое приложение к журналу "Нью-Йорк Джорнал" .
Художник Ричард Фелтон Ауткот
Столь употребляемому выражению, как, собственно, и самому явлению под названием «желтая пресса», ни много ни мало сто с лишним лет. Ставшее почти ругательным, оно пришло к нам из США, из XIX века. С тех пор желтым клеймом позора награждаются те издания, которые в погоне за тиражами не гнушаются завлекать публику «жареным» — лишь бы первым прокричать: сенсация! Как и во всяком деле, здесь есть настоящие «профессионалы», которым нисколько не обидно получать в свой адрес обвинения в «желтизне». Раздувать скандалы из ничего — таков их «бизнес». Иногда, правда, словосочетание «желтая пресса» употребляют любители навешивать «ярлыки» и без особого на то повода. «Желтую прессу», как известно, не любит никто, но читают очень многие. Неодолимое желание заглянуть в замочную скважину соседа — об этом свойстве человеческой натуры очень хорошо знал крупнейший американский газетный магнат Уильям Рандолф Херст, который имеет прямое отношение к появлению термина «желтая пресса». Все началось с того, что в 1896 году газета «Нью-Йорк уорлд», которую возглавлял Дж. Пулицер, впервые в истории опубликовала комикс, автором которого был художник-график Ричард Фелтон Ауткот. Герой легкомысленных историй в картинках, бедный паренек из нью-йоркских трущоб, был одет в мешковину, которую Ауткот придумал раскрасить в желтый цвет — чтобы оживить ярким пятном скучные черно-белые страницы. Пятно оказалось невероятно завлекательным: тиражи газеты взлетели до миллиона экземпляров. Позавидовав успеху конкурента, владелец газеты «Нью-Йорк джорнел» Уильям Рандолф Херст переманил автора комиксов вместе с его желтым парнем в свое издание, пообещав рисовальщику огромные гонорары. Уязвленный Пулицер вынужден был найти Ауткоту замену, и другой художник начал штамповать истории про бедняка для «Нью-Йорк уорлд». Между двумя газетами завязался длительный спор, каждый из издателей пытался отстоять право первенства на сорванца в желтом и на публикацию комиксов вообще. Но желтое пятно уже никому не давало покоя. Комиксы с парнишкой в желтой одежонке тем не менее печатали оба издания, соревнуясь еще и в оперативной подаче всякого рода сенсаций. Один из сторонних наблюдателей, журналист Эрвин Уордмэн из «Нью-Йорк пресс», в своей статье окрестил конкурирующие газеты «желтой прессой». Согласно другой распространенной и более прозаичной версии в «желтизне» прессы виновата всего лишь низкосортная, быстрожелтеющая бумага, на которой печатались дешевые газеты.
Что снится животным?

До недавнего времени считалось, что жизнь животных — это лишь совокупность инстинктов и рефлексов. А сновидения, относящиеся к сфере сознания, признавались привилегией человеческой. Однако ученым удалось доказать не только то, что животные способны видеть сны, но и узнать, какие именно. Вживив электроды в зону мозга, контролирующую память, настроение и способность к пространственной ориентации, ученые вели запись мозговой активности крыс, бегающих по лабиринтам в поисках пищи. Затем таким же образом наблюдали за крысами во время их сна.
Оказалось, что почти половина показаний, полученных у спящих животных, была аналогична данным, зафиксированным во время их бодрствования. Невольно напрашивалась аналогия с человеком, который переживает сновидения во время так называемой быстрой фазы сна, что совпадает с повышением артериального давления, учащенным дыханием и усилением двигательной активности.
Подобные исследования, проводимые биологами с певчими птицами, показали, что полосатые зяблики во сне «проигрывают» свои дневные арии. Все эти данные дают основание полагать, что животные действительно видят сны, отражающие их реальные переживания, и, как и люди, лучше выполняют дневные задачи, если «репетируют» их во время сна.
Как проходит настоящий сабантуй?

В обыденном смысле этого слова «сабантуем» принято называть неожиданное веселое застолье. Однако настоящий Сабантуй (от тюркского — праздник («туй») плуга («сабан») — это национальный праздник татар и башкир. В различных деревнях его отмечают в разные сроки — как правило, с конца мая и до конца июня, после окончания сева и перед сенокосом. Обычно Сабантуй проходит очень весело: и взрослые, и дети с самого утра ходят по домам и собирают раскрашенные яйца, а потом на майдане устраивают с ними всевозможные игры.
Здесь же готовится каша «на весь мир» — в котел попадает все съестное, что принесут жители деревни. Народ лазает по гладкому, навощенному маслом столбу за вышитым полотенцем, бегает в мешках, бьет горшки с завязанными глазами, носит воду в коромыслах и вылавливает губами монету в тазу с молоком.
Но это все лишь забавы, самым же почетным на Сабантуе является победа на конных скачках или в национальной борьбе курэш, во время которой мужчины, упираясь плечом в плечо и обхватывая друг друга полотенцами, стараются перетянуть соперника. За этими поединками внимательно следят аксакалы — уважаемые старейшины, которые и решают, кто станет батыром, то есть победителем, и получит главный приз — только что забитого барана.
Что означает «затрапезный вид»?
Несколько устаревший фразеологизм заставляет вспомнить слово «трапеза», что по-гречески означает «стол», отсюда «затрапезный» — «застольный». Сегодня мы употребляем это слово в значении «бедный», «захудалый», «низкосортный». Но разве не принято к обеденному столу одеваться красиво? Оказывается, так было не везде и не всегда. Когда-то в духовных училищах и семинариях дети бедного провинциального духовенства ходили в старых, потертых халатах. Именно за трапезами можно было увидеть множество таких одежд, получивших название «затрапезных». Правда, по другой версии лингвистов, у этого выражения есть еще одно объяснение, отсылающее нас к петровским временам. Среди предпринимателей, получивших от Петра фабрики «в поощрение способностей и полезной деятельности», был Иван Затрапезников, развернувший производство на ярославской текстильной мануфактуре, которая быстро приняла его красочную фамилию в качестве «бренда». Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в народе прозванную «затрапезом», «затрапезником». Эта грубая дешевая ткань из пеньки (конопляного волокна) годилась для обивки тюфяков, шитья халатов и шаровар. Похожий на голландский тик (материю для подушек), затрапез был пестрым или в синюю полоску и носил еще несколько названий в зависимости от вида плетения — «погоняйка», «путанка», «тяжина», «скворцовая», «наволочная». Вот из этого затрапеза и шили одежду. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине» пишет: «[сенных девушек] плохо кормили, одевали в затрапез и мало давали спать, изнуряя почти непрерывной работой». А дама из «Доходного места» Островского вторит ему: «По моему состоянию я вас могла бы только в ситцевых да в затрапезных платьях водить».